Безопасность детей - наша забота!
Нормативные документы
по профилактике дорожно – транспортного травматизма:
1. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 195 – ФЗ.
2. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 100.
3. Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 5 «Дюймовочка» для детей раннего возраста» (раздел «Безопасность»).
В 2015 году в составе творческой группы детского сада приняла участие в районном конкурсе "Зелёный огонёк" с проектом: " Мы вместе за безопасность дорожного движения", который занял 2 -ое место в номинации "Партнёрство ДОО и родителей воспитанников как основа эффективности деятельности образовательной организации по профилактике ДДТТ".
Материал к районному смотру-конкурсу "Зеленый огонек - 2014"
«Безопасные дороги детства»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего современного общества. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать уже с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Образовательная программа нашего детского сада, составленная с учетом ФГТ, предусматривает такую образовательную область, как «Безопасность», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Реализуя право ребенка на безопасность и здоровье, педагогический коллектив нашего детского сада уделяет большое внимание профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа по данному направлению ведется в соответствии с годовым планом работы.
В силу своего возраста (наш детский сад посещают дети от 1 года до 3 лет) малышам трудно самим понять опасность приближающегося транспорта, они не могут владеть навыками безопасного поведения на улице. Поэтому акцент по этой проблеме педагогический коллектив делает на тесное сотрудничество с родителями, целью которого является:
- пропаганда основ безопасного поведения на дороге;
- повышение ответственности взрослых за обеспечение безопасности своих детей.
Работа по профилактике в нашем ДОУ пополняется новыми формами и приемами работы с родителями.
Хочу рассказать об одном из интерактивных методов взаимодействия с родителями по предупреждению дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Моя задача состояла в том, чтобы совместную с родителями работу по этой теме привести в соответствие с уровнем образования, педагогической культуры и заинтересованности родителей.
Из практики моей работы наиболее удачной формой взаимодействия с семьей является экспресс – опрос родителей, который позволяет системно подойти к любой проблеме. В рамках декады безопасности дорожного движения и с целью определения компетентности родителей детского сада по безопасности детей на дороге провела экспресс – опрос «Как уберечь малыша от беды на дорогах?». Поэтому приятно, что многие из них поддержали мое предложение и стали активными участниками данного мероприятия.
Ответы родители оформили в виде рисунков, буклетов, стенгазет, которые сопроводили стихами собственного сочинения. Все материалы, представленные родителями, вошли затем в книгу «Безопасные дороги детства». При презентации этой книги среди родителей я поблагодарила их за участие в подборе материала, сделав акцент при этом, что:
- именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения;
- именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге;
- именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части;
- именно родители являются главными союзниками педагогов по обучению малышей сложной азбуке дорог.
Материал к районному смотру-конкурсу "Зеленый огонек"
«Мы вместе за безопасность дорожного движения» 2015 год.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 195-ФЗ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. С целью разъяснения безопасного передвижения родителей и детей на улично-дорожной сети вблизи образовательного учреждения и на маршруте "ОУ – дом", для подготовки мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении разработан «Паспорт дорожной безопасности».
«Паспорт дорожной безопасности» включает в себя:
- план – схему района расположения ДОУ, пути движения транспортных средств и детей (учеников, обучающихся);
- план – схему организация дорожного движения в непосредственной близости от образовательного учреждения с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения детей и расположение парковочных мест.
Общеобразовательная программа детского сада с учетом ФГОС ДО предусматривает в образовательной деятельности «Познавательное развитие» формирование основ безопасности, начиная со второй группы раннего возраста.
В данном направлении «Безопасность на дорогах» мы ставим перед собой следующие задачи:
- формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге;
- знакомство с некоторыми видами транспортных средств.
Для решения этих задач педагогическим коллективом созданы оптимальные условия:
- методический кабинет, где сконцентрирован методический и дидактический материал;
- макеты светофоров, пешеходных переходов;
- “чудо”- ковер (с перекрестками, домами, железной дорогой, с различными видами дорог);
- модульный транспорт различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, спец. транспорт: скорая помощь, пожарная машина, полицейский автомобиль);
-на асфальтовом покрытии территории детского сада нанесена разметка пешеходного перехода.
Реализацию задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах мы начинаем в различных видах деятельности: в быту, в игровой и в организованной образовательной деятельности.
С детьми 2 –х - 3-х лет проводятся целевые прогулки по ближайшим улицам, в ходе которых дети наблюдают, где ходят люди и ездят машины, работает светофор. Эти впечатления мы закрепляем во время постройки из строительного материала на тему «Наша улица» (машина, дорога).
В соответствии с планом работы по профилактике ДДТТ традиционно в осенний период в нашем детском саду проводится декада безопасности дорожного движения. В этом году она прошла с 10 по 21 ноября. В рамках этой работы на всех группах в уголках безопасности была обновлена наглядная агитация.
Я в своей группе провела большую работу среди родителей, благодаря чему пополнилась предметно-пространственная среда (светофоры разной величины, макет «Транспорт на улицах нашего города»). «Свободный экран» группы украсили рисунки родителей при участии малышей по данной теме. Были проведены разнообразные дидактические игры и кукольный спектакль «Как Шарик переходил дорогу».
Конспект развлечения "Как Шарик переходил дорогу"
Цель: Формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге; знакомить их с некоторыми видами транспортных средств; закреплять знания о цвете (красный, зеленый , желтый); продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.
Обогатить словарный запас. Обогащение детей радостными впечатлениями.
Материал: муляжи машин, ковер – карта «дорожного движения»,светофор, собачка , муляж пешеходного перехода.
Действующие лица : ведущий, собачка Шарик (игрушка).
Ход развлечения:
Ведущий: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла собачка. Давайте громко похлопаем в ладоши, чтобы она скорее появилась .»
Дети хлопают в ладоши, воспитатель вносит в группу игрушку собачку
Собачка : «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Меня зовут Шарик. Гав-Гав . Kак у вас тут интересно, красиво, празднично.
Ведущий: Шарик , а почему ты такой нарядный ?А бантик у тебя какой красивый?
Ведущий спрашивает детей какого цвета бантик у собачки.
Ответ детей – зелёный.
Ведущий: Молодцы, ребята. Правильно , бантик у нашего Шарика зелёного цвета .А давайте спросим у собачки(Шарик) - куда он так нарядился?
Шарик: Да меня мой друг пес Барбос к себе на День рождения пригласил! Посмотрите , какой у меня для него подарок(показывает воздушный шарик красного цвета) и спрашивает: что это у меня?
Ответ детей – шарик.
Шарик: Правильно, это воздушный шарик. Ребятишки, какие вы весёлые , умные , узнали что у меня бантик зелёного цвета. А какого цвета мой подарок?
Ответ детей – красный.
Шарик хвалит детей за правильный ответ.
Ведущий: Шарик , а где живет твой друг пес Барбос?
Шарик: Живет он на другой стороне улицы .На дороге много машин , все куда - то спешат и я не могу дорогу перейти. Боюсь! Может быть вы мне поможете?
Ведущий: Конечно, поможем. Шарик, дорогу надо переходить правильно чтобы не попасть под машину. А то ты поломаешь себе лапки, хвостик, будет очень больно и ты попадёшь в больницу.
На дороге есть пешеходный переход, которым командует светофор , он все видит .Дети, а сколько глаз у светофора
Ответ детей
Ведущий: Правильно 3 глаза : красный , желтый , зеленый.
Начинаем разговор про трехглазый светофор,
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.
Шарик : Ой , как интересно ! Расскажите мне , пожалуйста , про светофор.
Ведущий: 1 Красный свет- проезда нет
И прохода тоже.
Никогда на красный свет
Ты идти не должен.
2 Желтый свет- сигнал простой:
Ты еще чуть-чуть постой.
Вот зеленый загорится –
И тогда смелей вперед!
3. На зеленый свет все люди
Совершают переход,
Но не смей идти на красный!
Это может быть опасно!
4. Если сделаешь не верно
И на красный перейдешь,
Знай, в беду ты непременно,
Непременно попадешь!!!
Шарик : Ой ,спасибо , что научили меня. Вот теперь я все понял, что дорогу надо переходить только на зеленый свет , а то я попаду под машину.
Ведущий : Счастливого пути тебе , Шарик! Передай от нас поздравление с Днем рождения своему другу псу Барбосу.
Фотоколлаж
"Прогулка к светофору"
"Как Шарик переходил дорогу"
/kak_sharik_perekhodil_dorogu.docx
Литература:
1.Общеобразовательная программа детского сада с учетом ФГОС ДО, раздел «Формирование основ безопасности»;
2.«Добрая дорога детства», журнал «Дошкольное воспитание» № 3 2011год;
3.«Дорожно транспортные происшествия с учетом детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению»,
журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2011 год.